РНП: что нужно знать участникам закупок
С вами "ГарантПрав" и в этой статье мы рассмотрим почему РНП важен для участников закупок, как информация о недобросовестных поставщиках попадает в РНП, и как не попасть в этот реестр.
Почему заказчик должен направлять заявление в ФАС на включение исполнителя в РНП?
В соответствии с законодательством, заказчик вправе инициировать расторжение государственного контракта. Если заказчик не отзывает принятое решение в течение 10 календарных дней, то оно вступает в законную силу.
Таблица 1. Административная ответственность за нарушение норм Закона о контрактной системе и иных положенных актов в сфере закупок, регламентирующих ведение РНИ
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан направить информацию в ФАС об участниках закупок, о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Обращение о включении информации в РНП направляется в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обратите внимание, что Закон о контрактной системе не содержит каких-либо исключений в отношении предоставления информации для включения в Реестр в случае одностороннего расторжения контракта, заключенного на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (на сумму до 600 тыс. руб.), а также сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые уже включены в Реестр.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по направлению информации в РНП предусмотрена административная ответственность (см. таблицу 1).
Порядок рассмотрения обращений комиссией УФАС
Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контролирующий орган рассматривает обращение и принимает решение.
Антимонопольный орган (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил) осуществляет следующую совокупность действий:
- Проводит проверку содержащихся в обращении фактов:
- Уклонение участника закупки от заключения контракта.
- Расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
- Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
- Отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
- Проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 закона.
Контролирующий орган размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" п. 9 Правил) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" пункта 9, информацию о проведении внеплановой проверки в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок.
Проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе и с учетом Правил.
При проведении внеплановой проверки орган контроля:
- Устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 закона.
- На основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок.
Рассмотрение обращения и проведение проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверки контролирующий орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил ведения РНП, орган контроля может отказать во включении информации в РНП.
В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов (НПА) о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд орган контроля вправе выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Включение в РНП информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), а также неисполнение действий, предусмотренных частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Сведения, содержащиеся в РНП, также могут быть обжалованы в судебном порядке.
Как не попасть в РНП?
В комиссии ФАС заседают профильные юристы, создающие практику рассмотрения дел по РНП. Из этого следует, что их решения выносятся с учетом существующей судебной практики и являются компетентными.
Комиссия ФАС выносит решение о внесении или невнесении поставщика в РНП. В связи с этим Исполнителю рекомендуется принять участие в рассмотрении дела комиссией, чтобы озвучить свою позицию и попытаться избежать попадания в РНП на 2 года.
Согласно судебной практике, внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности. Поэтому ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ необходимо доказать совершение подрядчиком виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное неисполнение государственного контракта.
Основания для отказа во включении информации в РНП?
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации в Реестр по следующим основаниям:
- Пункт 14 Правил. В отношении участника закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
б) Участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
в) Участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе:
- в связи с мобилизацией в Российской Федерации;
- введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
- и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
2. Пункт 15 Правил. О поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) внесение сведений в реестр осуществляется, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) При рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлены:
- Нарушения заказчиком установленных законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- к направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю);
- к размещению в единой информационной системе.
- Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
- Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- Принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
- Надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
б) При рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Вы всегда можете обратиться за услугами к нам. В команде тендерные специалисты со стажем работы у госзаказчиков, а юристы бывшие профильные сотрудники комиссии УФАС России и Арбитражных судов. Имеют опыт юридической практики более 3 лет. У нас фиксированные цены на стандартные услуги, поэтому вы всегда знаете, за что платите, а в целях первичного знакомства и демонстрации профессионализма - 2 услуги на выбор на условиях оплаты только по факту победы.
Ваше участие имеет первостепенное значение для развития нашего сообщества. Если вы нашли эту статью полезной, подумайте о том, чтобы стать частью нашей информированной аудитории.
Подпишитесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе сложных тем, касающихся закона №44-ФЗ.
Ваши мысли бесценны для нас. Поделитесь своими соображениями и размышлениями в комментариях. Мы с нетерпением ждем ваших мнений и вопросов. Будем рады вам ответить, а на самые интересные - создавать новый контент.